Главная » 2018»Май»17 » «Откуда у вас мой номер?» Как избавиться от назойливой телефонной рекламы
15:54
«Откуда у вас мой номер?» Как избавиться от назойливой телефонной рекламы
Звонок, который не вы заказывали
Вам звонят с незнакомого номера и вежливо осведомляются, есть ли у вас минутка поговорить. Вы соглашаетесь – ведь незнакомец (а чаще незнакомка) назвал вас по имени. После этого голос на той стороне провода предлагает вам кредит в банке, услуги оздоровительного центра или косметического салона.
Первая реакция абонента на подобный звонок – возмущение: «Откуда у вас мой номер?»
Иногда оператор на самом деле не знает, кому именно он звонит. В этом случае в начале разговора он не назовёт вас по имени или замаскирует своё незнание вежливой фразой вроде: «Как я могу к вам обращаться?» Это значит, что у него на руках – «слепая» база номеров или же номера генерируются случайным подбором.
Вариант второй – звонящий называет вас по имени, то есть, ему известно, по крайней мере, сочетание телефонного номера и имени владельца. Прекращайте разговор и начинайте вспоминать, где вы сами «наследили».
Именные телефонные базы формируются в магазинах, банках, центрах разнообразных услуг – везде, где вы сами при оформлении скидочной карты вписали в клеточки фамилию-имя-отчество, дату рождения, номер телефона и адрес электронной почты. Подписывая подобный листок, вы дали магазину (банку, косметическому салону) согласие на обработку ваших персональных данных. В обмен вы, конечно, получите скидку, но ещё и некоторое количество рекламы в смс и в почту. И, увы, риск того, что сведения о вас «уйдут» кому-то ещё.
Так что хотите иметь меньше проблем – думайте каждый раз, когда заполняете форму на очередную скидочную карту и уж, конечно, не вывешивайте номер телефона в соцсетях.
Продай друга… за 500 рублей
Если же вы были осторожны, а именные звонки не стихают, возможно, Ваш телефон дал банку/ магазину/косметическому салону… кто-то из ваших друзей.
«Приведи друга, и получи скидку» — вознаграждения по таким акциям колеблются от 500 до 190 000 рублей (последнюю сумму обещает выплатить одна строительная компания, если ваш друг купит у них квартиру).
Количество компаний, которые проводили у себя подобные акции, оказалось неожиданно велико – и среди них банки, сотовый оператор, службы по доставке еды, магазины продуктов. Тонкость в том, что некоторые фирмы проводят «вербовку друзей» с нарушением закона.
Что законно, а что – нет
До тех пор, пока условия акции предлагают просто отправить другу приглашение, специальный номер или промокод, которым тот вправе воспользоваться или нет, – по закону, всё чисто.
Но, например, «Ситибанк» и «Тинькофф-банк» предлагают заполнить форму, в которой нужно указать номер телефона друга. В «Ситибанке» такая форма заявки – единственно возможная, в «Тинькофф» можно отправить другу код, либо «указать номер телефона друга в специальном разделе сайта банка». А передача телефона – это уже передача персональных данных. По закону, без согласия самого человека делать это нельзя.
На сайте Ситибанка есть формулировка мелким шрифтом: «я подтверждаю, что рекомендованное мной лицо представило разрешение на передачу и обработку моих персональных данных АО КБ «Ситибанк»». Охотник за скидками сам отвечает за то, есть у него разрешение на передачу данных или нет. Но в формулировке опечатка («моих» вместо «своих»), так что попытка переложить ответственность вряд ли удастся.
При этом попытки жертвы рекламы выяснить — кто конкретно сдал твой телефон банку, не удаются — например, Тинькофф-банк ссылается на желание участника акции остаться анонимным.
Как избавиться от нежелательных звонков
Способ легкий, но неюридический. Иногда люди, называющие себя представителями компании, с извинениями и обещаниями исключить вас из списков обзвона появляются, стоит только рассказать о вашей ситуации в соцсетях (для надёжности, затэгировав компанию). Но такой способ работает только с крупными юрлицами, которые отслеживают упоминания о себе в соцсетях (а это далеко не все фирмы). К тому же, строго говоря, переписка с подобными обещаниями юридическим документом не является. Так что, если звонки после неё прекратились, — вам почти повезло.
Способ юридический суровый. Запрашиваете у оператора распечатку звонков. Открываете форму электронного обращения на сайте прокуратуры и пишете жалобу, что с таких-то номеров в такие-то дни вам совершали нарушающие закон звонки с рекламой фирмы такой-то. Отдельными файлами присоединяете к жалобе фотографии всех документов, которые у вас есть – распечатку звонков и, если есть, милицейские материалы о том, кому принадлежит беспокоивший вас номер.
Дальше объясняться про то, какое отношение они имеют к конкретному «звонарю», банк или фирма будут перед прокуратурой. И если не докажут, что отношения не имели, им не поздоровиться, даже если прокуратура не доведёт дело до суда. Скорее всего, фирме при этом будет уже слегка не до вас.
Способ дотошный, нудный. Уведомите нежеланного собеседника, что своим звонком вам он нарушает закон. Разговаривать с конкретной «девочкой на телефоне» при этом бесполезно – решений о прекращении обзвона она не принимает, а даже наоборот – скорее всего, её заработок напрямую зависит от количества привлечённых клиентов, так что бесконечные «метания по базе» она продолжит. Грамотное письмо обижающему вас рекламодателю выглядит так:
«В компанию N (юридический адрес) от такого-то (номер телефона) уведомление.
Такого-то числа, с такого-то номера мне был совершён звонок с рекламой ваших услуг. Довожу до вашего сведения, что подобные действия являются нарушением закона «О персональных данных»и закона «О рекламе». Прошу впредь мне больше не звонить».
Заказное письмо такого содержания с описанием вложения, нужно отправить на юридический адрес компании, которую вам рекламировали, а также на фактический, если они не совпадают.
На подобное письмо компания должна ответить, в идеале извиниться и прекратить звонки.
Если ситуация критическая. Звонки продолжаются, компания не ответила, либо ответила, что ни с какой рекламой вам не звонила.
Тогда запрашиваете у своего сотового оператора распечатку звонков и пишете заявление в полицию с просьбой определить владельцев номеров, с которых вас бомбардируют рекламой. Определив владельца конкретного номера (даже если он не оформлен на компанию), можно подавать в суд. Но при составлении искового заявления лучше привлечь к делу юриста.